часть 2. монтаж и демонтаж подшипниковых узлов
2.1 Подготовка деталей подшипниковых узлов к монтажу
Подготовка деталей подшипниковых узлов к монтажу должна обеспечить:
- Отсутствие значительных взаимных перекосов колец подшипников. Согласно ГОСТ 3325-85 перекос вызывает концентрацию напряжений от изгибающего момента, повышенное изнашивание поверхностей контакта и уплотнений, повышение уровня вибрации, резкое падение долговечности.
- Стабильность положения вращающихся частей относительно корпуса (вала) в осевом и радиальном направлениях, что определяется начальными зазорами в подшипниках и деформациями в зонах контакта тел качения (в том числе температурными), а также жесткостью сопряженных с подшипниками деталей и точностью монтажа.
- Отсутствие смещения и поворота колец относительно посадочных поверхностей. Поворот колец приводит к снижению точности вращения.
- Сохранение точности формы поверхностей качения колец в результате их посадки с натягом.
- Приспособленность конструкции узлов к монтажу и демонтажу, удобной сборке без повреждений, точной установке, доступность для контроля и регулирования зазоров подшипников.
- Обеспечение стабильного зазора «плавания» в одном из подшипников двухопорной системы между не вращающимся кольцом и посадочной поверхностью.
- Герметичность, защищенность узла от попадания посторонних частиц, влаги из воздуха, охлаждающей жидкости, от вытекания смазочного материала из узла.
- Обеспечение оптимального стабильного осевого натяга радиально-упорных шариковых или конических подшипников (особенно для шпинделей точных станков) и возможности его регулировки без разборки подшипников.
- Наличие канавок для подвода масла в узлах крупногабаритных подшипников, монтируемых с применением гидрораспора.
При подготовке сопрягаемых деталей к монтажу проверяют сопроводительные документы и маркировку упаковки подшипников, проводят их расконсервацию согласно стандарту (инструкции) по хранению, расконсервации подшипников и их деталей и обращению с ними. Повсеместно процесс консервации и расконсервации упрощают: подшипники смазывают жидкой смазкой с ингибитором, предохраняющим от окисления, и заворачивают в ингибиторную бумагу. Хранить расконсервированные подшипники более 2 ч. без защиты от коррозии не допускается. После расконсервации потребитель подшипников должен обеспечить их защиту от коррозии при контроле, монтаже, сборке и хранении изделий в соответствии с ГОСТ 9028.
Сопрягаемые с подшипником поверхности валов и корпусов перед монтажом подшипников должны быть тщательно промыты, протерты, просушены и смазаны тонким слоем смазочного материала, каналы для подвода смазочного материала должны быть продуты и очищены от стружки и любых механических частиц. Следует проверить соответствие внешнего вида, маркировки, легкости вращения, зазоров требованиям нормативно-технической документации. Визуально подшипники открытого типа должны быть проверены на наличие забоин, следов загрязнений, коррозии; полного комплекта заклепок, плотности их установки или других соединительных элементов, полного комплекта тел качения; повреждений сепаратора.
У подшипников закрытого типа следует проверять наличие повреждений в уплотнениях или защитных шайбах.
2.2 Требования к посадочным поверхностям под подшипники
Обеспечение требований к посадкам возможно при соблюдении требований к шероховатости, размерной точности и отклонениям формы и расположения посадочных мест. Предельные отклонения посадочных диаметров вала и отверстия корпуса должны соответствовать выбранной посадке заданной точности.
Проверка прямолинейности валов
Подшипниковые валы, особенно при соотношении длины и наибольшего диаметра более 8мм, следует проверять на прямолинейность оси (отсутствие изгиба). Проверку целесообразно проводить при вращении вала в центрах (например, лазерной системой «Квант-Л», производитель «Балтех», СПб). Увеличение эксцентриситета от сечения к сечению в направлении от края к середине свидетельствует об искривлении вала. Должно быть проверено отклонение от соосности всех посадочных поверхностей, расположенных на одной оси, на соответствие нормам, указанным в технической документации. Одновременно может быть обнаружена овальность.
При серийном производстве небольших валов, точных шпинделей металлорежущих станков, приборов, быстроходных двигателей целесообразно использовать специальные установки с точными направляющими.